- Главная
- Дневник эксперта
- Стратегия продвижения и развития сайта и БИЗНЕСА в Интернете для системы лидогенерации и постоянных дополнительных продаж
Стратегия продвижения и развития сайта и БИЗНЕСА в Интернете для системы лидогенерации и постоянных дополнительных продаж
Евгений Севастьянов
генеральный директорКонсультировал в области регулярного менеджмента более 70-ти компаний: от 10 до 9.000 человек (включая: холдинги, сети магазинов, фабрики, сервисные компании, строителей, государственных служащих, веб-агентства, интернет-магазины). Ученик Александра Фридмана.
Один из соавторов книги "Социальные технологии Таллиннской школы менеджеров. Опыт успешного использования в бизнесе, менеджменте и частной жизни": http://www.ozon.ru/context/detail/id/140084653/
Самое трудное ― возможно лучше подготовить победу; это ― незаметная заслуга стратегии, за которую она редко получает похвалу.
кому: собственникам, топ-менеджерам, маркетологам
Если Вы пренебрегли стратегией развития бизнеса в Интернете, то она выберет Вас сама под названием «Малополезные хаотичные действия»
У Вас до сих пор нет стратегии продвижения вашего сайта / интернет-магазина? А уж тем более, нет и стратегии развития бизнеса в Интернете? Поздравляю! Полное отсутствие стратегии приводит к катастрофически неэффективному расходованию бюджета (что в условиях кризиса становится непозволительной роскошью).
И приводит к тому, что в какой-то момент Вы понимаете : ваш бизнес находится совсем не в том состоянии, на которое рассчитывали, и которое Вас (как бы так помягче сказать), крайне не устраивает.
Вам остаётся отдать приказ на эвакуацию команды, открыть кингстоны и с гордым видом подняться на капитанский мостик
Может оказаться, что в этой самой точке половина отсеков вашего “корабля-бизнеса” уже затоплена, машинное отделение рапортует о том, что все агрегаты изношены до предела, да и горючего остаётся только на пол пути к дому. В данной ситуации Вам остаётся отдать приказ на эвакуацию команды, открыть кингстоны и с гордым видом подняться на капитанский мостик. А теперь вопрос: “Стоит ли доводить свой корабль до такого состояния?”
У Вас три варианта действий: скорректировать, начать с нуля или ничего не делать
Скорректировать. На мой взгляд, лучше “плохая” стратегия развития бизнеса, нежели полное её отсутствие. Плохую стратегию в нужный момент можно проапгрейдить или значительно улучшить, учесть опыт и предыдущие ошибки.
Начать с нуля. При отсутствии стратегии — статистики по ошибкам никто не ведёт. Отправиться исследовать стратегическое минное поле придётся без детальной карты минных заграждений, но с надёжным миноискателем в виде чётко сформулированной стратегии (прежде чем пускаться в реализацию, крайне рекомендуется формализовать на бумаге или в электронном виде).
Ничего не делать. Есть, конечно, и ещё один вариант — ничего не делать как и прежде, уповая на чудо. Но чудеса в наше время, — локальных и глобальных кризисов, быстро развивающихся политических событий и ожесточенной конкуренции, — случаются крайне редко.
Не рубите сгоряча. Прежде чем действовать, оцените текущее положение дел
Поэтому первым делом определите, есть ли у вашей компании стратегия продвижения бизнеса, и каким путём из трёх вышеперечисленных планируете следовать далее.
Есть и хорошие новости: стратегии продвижения и развития бизнеса в Интернете типизированы. Поэтому для их разработки не потребуется собирать пятидневную стратегическую сессию. Основные типы, преимущества и недостатки стратегий я разберу попозже. Сейчас самое время обратиться к сути определения стратегии.
Цели для продвижения и развития вашего бизнеса в Интернете — основа для вашего выбора стратегии
Стратегия — это способ достижения сложной цели, охватывающий длительный период времени. Из определения следует, что, во-первых, должны быть поставлены цели, а во-вторых, их достижение потребует некоторого времени.
Предлагаю следующие основные цели для продвижения и развития вашего бизнеса в Интернете:
- Получить больше продаж, с большей маржинальностью и большим (ударение на первый слог) средним чеком (насколько больше продаж — вопрос текущей ситуации и масштаба вашего бизнеса).
- Увеличить количество и качество (тот же средний чек и маржинальность) повторных покупок.
- Создать систему привлечения новых потенциальных клиентов (как независимую от подрядчиков, так и от штатных сотрудников).
Критерии эффективной стратегии: что и как измерять
Для того чтобы понимать, насколько выбранная стратегия приближает или отдаляет ваш бизнес от достижения поставленных выше целей, необходимо составить список замеряемых показателей:
- среднее количество потенциальных клиентов на сайте в день / месяц;
- количество обращений в день / месяц;
- количество реальных заказов в день / месяц;
- количество повторных покупок в день / месяц;
- количество отложенных по времени заказов в день / месяц;
- активизация “сарафанного маркетинга” в виде рекомендаций.
Про способы измерения читайте в статье “Реклама сайта, которая даёт больше всего покупателей: как её определить?” Не забудьте накладывать полученные данные на сезонность спроса. Очень важно измерить показатели перед стартом работ, иначе их “прирост” будет скорее определяться по личным ощущениям.
3,5 (три с половиной типовых) стратегии продвижения и развития бизнеса в Интернете
Почему “три с половиной”? Потому что так называемый нулевой тип я включил больше для полноты картины, нежели чем считая его на самом деле полноценной стратегией. Типизация сделана таким образом, что каждый следующий тип вбирает в себя все преимущества предыдущего и избавляется от части их недостатков.
«Нулевой» тип стратегии продвижения бизнеса в Интернете или «атака на стену»: Использовать SEO + Контекст
Преимущество и недостатки данной стратегии вытекают из её простоты. Я её отнёс к нулевому типу, т.к. конкуренция в некоторых тематиках настолько зашкаливает, и поэтому в некоторых случаях эффективность получается нулевой или даже отрицательной.
Для тематик с умеренной конкуренцией, если дополнить данную стратегию опцией “развитие сайта”, возможно получение результатов вполне серьёзных и даже впечатляющих. Читайте подробнее в статье “Основные стратегии развития сайта и интернет-магазина: Как получить гарантированное увеличение прибыли”. Однако в долгосрочной перспективе она будет становиться всё менее эффективной.
Преимущества
- Простота реализации.
- Понятность стратегии для руководства.
- Контекстная реклама начинает работать быстро, но без хорошо продуманного сайта её эффективность может стремиться к нулю.
Недостатки
- Большинство ваших конкурентов делает ставку только на SEO-продвижение и контекстную рекламу. Некоторые из них вкладывают в них сотни тысяч рублей. Поэтому Вы автоматически вступаете с ними в прямую конкуренцию. А размеры их компаний, как и возможности, могут отличаться в десятки раз от ваших. Хорошим подспорьем в деле понимания “почему нельзя без детального анализа просто копировать действия конкурентов” является “Обзор книги Джека Траута «Маркетинговые войны»”.
Первый тип стратегии («утопим их своими деньгами»): Использовать «набор» каналов привлечения потенциальных клиентов
Разберу характерные признаки стратегии: Кроме SEO (поискового) продвижения и контекстной рекламы, используются и другие каналы: ремаркетинг, почтовая рассылка, социальные сети, баннерная реклама и т.д. Кстати, про ремаркетинг я подробно рассказываю в статье “Об этом Вы даже и не мечтали! Рост продаж в интернет-магазине или сайте на 15-20% за 4 часа с помощью «ремаркетинга» и «ретаргетинга»”.
Но действия в этих каналах производятся разрозненно + отсутствует система анализа эффективности каждого из каналов. Для данной стратегии актуальна знаменитая фраза Джона Ванамакера: «Я знаю, что трачу половину денег на рекламу впустую, но не знаю, какую именно половину».
Преимущества
- Психологическая комфортность для руководителя и отдела маркетинга. Создаётся приятная всем иллюзия “ мы работаем по всем фронтам”, поэтому: привлекаем максимальное количество потенциальных клиентов, находимся в тренде, являемся современной и прогрессивной компании (список при желании продолжайте самостоятельно).
- Часть из используемых каналов действительно оказываются эффективными. Прибыль от них может покрывать убытки по неэффективных каналам.
Недостатки
- Трата бюджета на неэффективные каналы продвижения, а также неэффективные методы, которые используются для этих каналов.
Второй тип стратегии продвижения бизнеса в Интернете («пятёрочника-математика»): использовать «набор» каналов привлечения потенциальных клиентов + оценивать их эффективность
Данная стратегия включает в себя полностью признаки предыдущей. Но есть и ключевые дополнения. Эффективность каждого используемого канала оценивается. И это позволяет прекращать работу с неэффективными каналами. И, очень важно, — корректировать, улучшать или заменять используемые неэффективные методы.
Ещё раз привожу ссылку на статью по оценке целевых действий: заявок, звонков, оформленных заказов, «брошенных» корзин и т.д.
Преимущества
- Распределение бюджета между каналами. Из неэффективных каналов он вкладывается в более эффективные, что безусловно усиливает пользу от последних.
Недостатки
- Казалось бы, недостатков нет. Однако в данной стратегии каналы привлечения потенциальных клиентов рассматриваются как независимые. Отсюда очень часто возникает несогласованность действий в различных каналах. А также упускается из виду позитивная взаимосвязь между ними.
Рекомендуемый: Третий тип стратегии продвижения бизнеса в Интернете («входящий маркетинг»): все каналы между собой взаимосвязаны и при правильной работе с ними усиливают друг друга
Самое важно отличие данной стратегии от всех предыдущих типов: все каналы привлечения потенциальных клиентов рассматриваются как взаимосвязанные и потенциально усиливающие друг друга. Отсюда и стратегия работ в каждом из каналов подчиняется единой стратегии продвижения вашего бизнеса в Интернете. Поэтому все действия скоординированы и подчинены единым целям.
Что это значит? Например, клиент первый раз оказался на вашем сайте, придя на него по ссылке из социальной сети. А вот покупку он совершил через шесть месяцев, перейдя по контекстной рекламе. До этого знаменательного события он также неоднократно был на вашем сайте: прочитал полезные статьи, подписался на почтовую рассылку и прочитал пару писем, а возможно — находил ваш сайт несколько раз в поисковой выдаче Яндекса.
Внимание вопрос: Какой канал при этом “привёл к Вам клиента”? Исходя из стратегии «пятёрочника-математика» этим каналом должна быть признана “контекстная реклама”(последний источник потенциального клиента). Но как Вы думаете, оказало ли влияние то, что клиент взаимодействовал с вашей компанией до покупки более 10 раз по другим каналам? Ответ: “безусловно “ДА!”.
Помните, что клиент может к Вам прийти/позвонить после того, как 10 раз побывал на вашем сайте
Основной метод практической реализации стратегии “входящего маркетинга”: экспертное позиционирование + контент-маркетинг. Данная стратегия не только достигает сформулированных целей в начале статьи. Важный бонус: следование стратегии в конечном итоге формирует доверие к вашей компании со стороны потенциальных клиентов с помощью виртуозного обхода “рекламного фильтра".
Здесь я намеренно избегаю технических подробностей реализации стратегии “входящего маркетинга” (иначе получится не статья, а целая книга). Основная цель данной статьи — представить сравнительный обзор стратегий. Подробное описание “входящего маркетинга” ждите в будущих материалах. Однако кое-что об этой стратегии я рассказываю в статье “«Чёрный вторник» для вашего сайта, или что ему угрожает, когда «Яндекс» отключит все внешние ссылки”.
Ну а если Вам интересно узнать подробнее уже сейчас, добавляйтесь в друзья и пишите мне в социальные сети. С удовольствием отвечу на любые вопросы:
Преимущества
- Единственная из всех перечисленных мной стратегий продвижения вашего бизнеса в Интернете, которая позволяет на системном уровне оказывать влияние на следующие показатели эффективности: “количество повторных покупок в день / месяц; количество отложенных по времени заказов в день / месяц; активизация “сарафанного маркетинга” в виде рекомендаций”.
- Стратегия наиболее полно соответствует поставленным в начале статьи целям, которых необходимо добиться (надеюсь, что ещё помните определение стратегии?).
- Плохо копируется конкурентами, т.к. по внешнему виду её очень непросто отличить от стратегии “утопим их своими деньгами” и “пятёрочника-математика”.
Недостатки
- Сложная система реализации стратегии “входящего маркетинга”. Если убираете или делаете неточно хотя бы один из её элементов — эффективность может снизиться в разы.
- Длительный срок реализации: от 12 месяц.
Видео-презентация основных стратегий продвижения бизнеса в Интернете
Варианты запуска: "быстрый старт" или "постепенное развертывание"
Выбор стратегии не в последнюю очередь зависит от вашего бюджета, текущей ситуации и ещё многих и многих параметров. А полномасштабное внедрение стратегии “входящего маркетинга” возможно при значительных инвестициях.
Поэтому в некоторых случаях имеет смысл эту стратегию “развертывать постепенно”, а не с позиции “низкого старта”. Отличие, как всегда, в одном из самых важных параметров — во времени. Постепенное разворачивание требует значительно больше времени. А есть ли это время у вашего “корабля-бизнеса”, который находится в далёком океанском плавании среди штормов, гигантских волн и боевых кораблей-конкурентов, можете решить только Вы!
Если думаете, что конкуренты сидят и ничего не делают — Вы ошибаетесь!
P.S.: А про конкурентов я упомянул здесь незаслуженно мало. Представьте себе ситуацию, когда ваш парусный линейный корабль (пускай и с 80-тью пушками) сталкивается в море конкуренции с современным ракетным катером. Вопрос, кто победит, наверное, будет лишним.
Итоги конкурентных сражений (речь идёт про свободный рынок) определяются выбранными стратегиями, а никак не размерами компаний в сражениях участвующих.
UPD: Вышло продолжение этой статьи. Читайте "Контент-маркетинг («входящий маркетинг») и экспертное позиционирование. Часть 1: Почему контент-маркетинг сможет увеличить продажи в вашей компании".
Теперь вы можете Перейти ко всем статьям или Смотреть каталог услуг «Открытой Студии»
Читавшие эту статью, также читали